Дивизия сформирована по приказу НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» от 02.02.1939 сформирована как 2 дивизия войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, командир дивизии комбриг Иванов Александр Павлович, военный комиссар дивизии бригадный комиссар Панюшкин Иван Трофимович, дислокация, оргштатная структура дивизии:
штаб дивизии – г.Ленинград
51 полк – г.Ленинград.
52 полк – г. Пётрозаводск
84 полк
1 озад
2 озад
Дивизия выполняла задачи по охране объектов Октябрьской ж.д., Кировской ж.д., Ленинградской ж.д. 06 апреля 1939 7 Калининский отд. батальон включен в состав дивизии. 10 апреля 1939 года 7 Калининский отд. батальон приказом НКВД СССР № 00780 от 08.07.1939 «О переформировании частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений» переформирован в 53 полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Полковая школа 53 полка по приказу НКВД СССР № 001064 от 08.09.1939 «Об оперативных мероприятиях в связи с проводимыми учебными сборами» с 17 сентября по 12 октября 1939 года в составе оперативного батальона Управления ПВ НКВД Белорусского округа приняла участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию(17.09. – 12.10.1939). 13 сентября 1939 года 2 отд. зенитно-артиллерийский дивизион принял под охрану 9 ГЭС. В ноябре 1939 года более 400 военнослужащих 53 полка посланы в оперативную командировку для несения службы в полосе 52 полка. С началом Советско-Финляндской войны(30.11.1939-13.03.1940) дивизия дополнительно под охрану взяла 103 объектов на Кировской ж.д., во время войны дивизия на Кировской ж.д. охраняла 154 объектов, части дивизии во время осуществления охраны ж.д. объектов в прифронтовой полосе задержали 17 уголовных преступников, 51 нарушителей режима охраны, 1 шпиона, предотвратили 1 диверсию, предотвратили 57 крушений поездов от неисправности путей. 30 ноября 1939 рота мотоброневагонов 51 полка приняла участие в артподготовке по плану 21 корпусного тяжелого артиллерийского полка. Отдельные подразделения 53 полка: рота мотоброневагонов - командир ст. лейтенант Черепанов, резервная рота - командир ст. лейтенант Селезнев, зенитно-пулеметная рота приняли участие в Советско-Финской войне(30.11.1939-13.03.1940). Приказом НКВД СССР № 0022 от 05.01.1940 «Об усилении охраны Кировской и Октябрьской железной дороги» из дивизии задерживалось увольнение военнослужащих в запас на 2 месяца. В январе 1940 года из подразделений и гарнизонов 52 полка по приказу НКВД СССР № 0029 от 08.01.1940 «Об организации ПВО на объектах Кировской железной дороги» в составе дивизии сформирован 80 полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. Приказом НКВД СССР № 41 от 24.01.1940 «О присуждении переходящего знамени 1 отдельному зенитно-артиллерийскому дивизиону за успехи в боевой и политической подготовке» 1 озад дивизии награжден переходящим знаменем войск НКВД СССР с надписью «За первенство в войсках по службе, боевой и политической подготовке». 26 февраля 1940 года гарнизон 7 роты 51 полка по охране ж.д. моста р. Лоунатиоки задержал шпиона финской разведки. 02 марта 1940 года 2 озад отразил налет финского самолета на 9 ГЭС. На основании приказа НКВД СССР №00449 от 13.04.1940 «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД» из личного состава 51, 52, 80 полков в составе дивизии сформирован 100 стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, полк принял под охрану ж.д. объекты расположенные на Карельском перешейке, 53 полк включен в состав 3 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. В октябре 1940 года 1 батальон 51 полка во исполнения приказа НКВД СССР № 001302 от 15.10.1940 «Об организации частей войск НКВД для охраны железнодорожных сооружений в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР» принял под охрану железнодорожные сооружения Эстонской ж.д. 100 полк по приказу НКВД СССР № 001497 от 28.11.1940 «Об изменении нумерации частей войск НКВД» переформирован в 82 стрелковый полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. 2 батальон 51 полка во исполнения приказа НКВД СССР № 0074 от 18.01.1941 «Об организации охраны объектов ГУШОСДОР войсками НКВД по охране железнодорожных объектов» принял под охрану автодорожные мосты на шоссе Новгород-Москва. Приказом НКВД СССР № 0086 от 28.01.1941 «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения совместного приказа НКО и НКВД СССР от 27.01.1941, Постановления СНК СССР от 25.01.1941 «Об организации авиационной обороны» 1 и 2 отд. зенитно-артиллерийские дивизионы дивизии переданы в состав Красной армии. По состоянию на 01 июня 1941 года численность дивизии – 6001 военнослужащих. 17 июня 1941 года оперативная группа 82 полка в р-не пограничной заставы «Нурми» 5 Энсовского пограничного отряда совместно с пограничниками участвовала в задержании 2 финских разведчиков перешедшими госграницу. В 23.30 часов 21 июня 1941 года дивизия получила Директиву начальника Главного управления войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности № 24/6863 «О привидении в боевую готовность частей и гарнизонов дивизии». По состоянию на 22 июня 1941 года командир дивизии генерал-майор Иванов Степан Александрович, заместитель командира дивизии по политической части бригадный комиссар Панюшкин Иван Трофимович, дивизия выполняла задачи по охране объектов Октябрьской ж.д., Кировской ж.д., Ленинградской ж.д., Эстонской ж.д., дислокация, оргштатная структура дивизии:
штаб дивизии – г. Ленинград
51 полк, заместитель командира полка по политической части ст. политрук Балабас
штаб полка и службы – г. Ленинград
1 батальон
штаб – г. Таллинн
1 рота – г. Таллинн
охраняла электростанцию, городской водопровод
2 рота –- Петсери
3 рота – г.Кингисепп
охраняла ж.д. мост и автодорожный мост через р. Нарва вблизи ж.д. ст. Нарва
7 рота –- г. Пярну
2 батальон
штаб –- г. Псков
4 рота – г. Новгород
5 рота – г. Москва
6 рота – г. Псков
Резервная рота –- г. Ленинград
Полковая школа – Усть-Луга
Уч. бронепоезд № 51 – ж.д. ст. Псков
52 полк, командир полка майор Акашин, заместитель командира полка по политической части батальонный комиссар Чернов
штаб полка и службы г. Пётрозаводск
1 рота – г. Пётрозаводск
2 рота – мост р. Сяньга
3 рота – Волховстрой
4 рота - ж.д.ст. Мга
Полковая школа – г. Пётрозаводск
Бронепоезд № 52 – г. Пётрозаводск
80 полк, командир полка майор Карцев Анатолий Андреевич
штаб полка и службы – г.Кандалакша
1 батальон
штаб – г.Кандалакша
1 рота – ж.д.ст. Апатиты
2 рота – г.Кандалакша
3 рота – ж.д.ст. Лоухи
4 рота – ж.д.ст. Кемь
2 батальон
штаб – Пин-Озеро
Резервная рота – г.Кандалакша
Учебный взвод – г.Кандалакша
Бронепоезд № 80 – г.Кандалакша
82 полк, командир полка подполковник Митрофанов
штаб полка и службы – г.Выборг
1 батальон
штаб – Сердоболь
1 рота – ж.д.ст. Янисярви
2 рота – ж.д.ст. Сердоболь
3 рота – ж.д.ст. Кексгольм
2 батальон
штаб – г.Выборг
4 рота – ж.д.ст. Антреа
5 рота – ж.д.ст. Териоки
Резервная рота – г.Выборг
Полковая школа – г.Выборг
бронепоезд № 82 – ж.д.ст. Выборг
С началом Великой Отечественной войны согласно мобплана НКВД СССР в составе дивизии в период с 22 июня по 01 июля 1941 года 1 батальон 51 полка переформирован в 109 полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, 2 батальон 51 полка переформирован в 110 полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, вновь сформированы 1 и 2 батальоны 51 полка, в 52 полку сформированы 1 и 2 батальоны, вновь сформирован 32 отд. резервный стрелковый батальон войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Дивизия во время Великой Отечественной войне выполняла задачи по охране Октябрьской ж.д., Кировской ж.д., Ленинградской ж.д., Эстонской ж.д., войскового тыла Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Калининского, Карельского фронтов, 7А, в полосе этих фронтов автодорожных мостов, отдельные части, подразделения и снайперские команды дивизии принимали активное участие в боевых действиях на Северном, Северо-Западном, Ленинградском, Волховском, Калининском, Карельском фронтов, 7А, в обороне гг. Ленинграда и Москвы. С 22 июня 1941 года по 15 апреля 1944 года части и подразделения дивизии задержали 85 диверсантов и шпионов, выявили 19 случаев минирования ж.д.путей, ликвидировали 243 пожаров на охраняемых объектах. С 22 июня 1941 года по 22 июня 1943 года части и подразделения дивизии провели 549 боев, истребили 33336 военнослужащих противника, уничтожили 31 танк, 3 танкетки, 15 арторудий, 8 минометных батарей, 35 мотоциклов, 2 бронемашины, 52 автомашины, 16 огневых точек, 2 пулемета, 3 цистерны с горючим, сбили 23 самолетов, захватили 5 танков, 1 противотанковое орудие, 1 пулемет, 40 винтовок, предотвратили 60 крушений поездов, личный состав дивизии спас 450 вагонов со взрывчатыми веществами и другим имуществом. Всего за годы войны в дивизии подготовлено 7283 снайпера. Снайперские команды соединения за два года (1942-1943) уничтожили, вывели из строя 31177 фашистов. 15 июля 1941 года во исполнения приказа НКВД СССР № 00908 от 10.07.1941 «О возложении охраны Правительственной «ВЧ» - связи на Главное управление войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» 32 батальон принял под охрану линии Правительственной связи «ВЧ» на участке Любань-Подсолнечная Октябрьской ж.д. Приказом НКВД СССР № 001711 от 25.12.1941 во исполнения Постановления ГКО № 1024-сс от 14.12.1941 «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» двизия переименована во 2 дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог. По приказу командира дивизии от 28. 01.1942, во исполнения постановления Военного Совета Ленинградского фронта от 27.01.1942 «Об обеспечения надежной охраны продовольствия, поступающего для частей фронта и г. Ленинграда через Ладожское озеро» в составе 51 полка сформирован 3 батальон. Дивизия приказом НКВД СССР № 00293 от 11.02.1942 переименована в 23 дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог. По приказу командира дивизии от 24. 02.1942 во исполнения постановления Военного Совета Ленинградского фронта от 21.02.1942 «Об охране продовольственных грузов на станциях и складах Ленинградского ж.д. узла 23 дивизией войск НКВД по охране железных дорог» в составе 82 и 110 полков сформированы 3 батальоны. В 1942 году 80 полк исключен из состава дивизии. В 1942 года снайперы дивизии вывели из строя 17043 военнослужащих противника. В 1 кв. 1943 133 снайпера дивизии награждены орденом Красной Звезды – 8 ; медалью За отвагу – 62; медалью За боевые заслуги – 62. По состоянию на 08 апреля 1943 года награждено 374 военнослужащих дивизии из них 3 орденом Ленина, Красного Знамени 24, Красной Звезды – 62, орденом Отечественной войны 2 ст.- 1, медалью За отвагу – 140, медалью За боевые заслуги – 144 из них 299 снайперов. По состоянию на 1 апреля 1943 года приняли участие в боевых действиях на фронте 2074 снайперов. По состоянию на 1 апреля 1944 года 48 снайперов дивизии награждены орденом Славы 3 ст., всего было награждено орденом Славы 3 ст. – 62 снайперов. В составе дивизии по приказу НКВД СССР № 0040 от 12.01.1944 в Ленинграде сформирован 152 полк по охране железных дорог. Во исполнения приказа НКВД СССР № 00570 от 13.05.1944 изданного во исполнения Постановления ГКО № 5584 – сс от 08.04.1944 «О восстановлении охраны государственной границы Союза ССР на освобождаемых от войск противника участках и о сформировании 35 полков НКВД по охране тыла Красной Армии» 152 полк выделил часть личного состава на формирование 220 пограничного полка войск НКВД СССР по охране тыла Действующей Красной Армии. 152 полк приказом НКВД СССР № 00922 от 03.08.1944 года включен в состав 14 дивизии войск НКВД СССР по охране железных дорог. С 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии. После окончания Великой Отечественной войны дивизия выполняла задачи по охране Октябрьской ж.д., Кировской ж.д., Ленинградской ж.д., Эстонской ж.д., части и подразделения дивизии дислоцированные в Эстонии, Печорском районе Ленинградской области привлекались к уничтожению эстонских подпольных националистических антисоветских вооруженных отрядов.
Командиры Бригады/дивизии.
комбриг/ генерал-майор Иванов Александр Павлович
полковник/ генерал-майор Янгель Александр Кузьмич
генерал-лейтенант Соколов Григорий Григорьевич 1949-1951
Записан
Москвин Александр Вячеславович
• Эксперт
• Участник
•
• Онлайн
• Сообщений: 1 278
•
•
Re: дивизии войск НКВД 1934 - 1946 гг.
« Reply #43 : 23 Март 2009, 17:54:18 »
24 стрелковая дивизия войск НКВД СССР по охране железных дорог.
Дивизия сформирована по приказу ОГПУ СССР № 1266/с от 12.12.1932 как 4 железнодорожная бригада войск ОГПУ СССР, штаб бригады дислоцировался г. Калуга. В состав бригады входили 7 Калининский отдельный железнодорожный батальон внутренней охраны НКВД СССР, 76 Московско – Белорусско – Балтийский железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР. 20 железнодорожный полк войск ОГПУ СССР, который приказом НКВД СССР № 0015 от 04.08.1934 полк переименован в 78 железнодорожный полк внутренней охраны НКВД СССР. Бригада выполняла задачи по охране железнодорожных сооружений Калининской ж.д., Московско – Белорусско – Балтийской ж.д., Западной ж.д., Московско-Киевской ж.д. По приказу НКВД СССР № 00206 от 08.03.1939 «О реорганизации Управления пограничными и внутренними войсками» во исполнения Постановления СНК СССР № 154-16 сс «О реорганизации управления пограничными и внутренними войсками» от 02.02.1939 бригада переформирована в 3 стрелковую дивизию войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, дислокация, оргштатная структура дивизии:
штаб дивизии – г. Могилев
73 полк – г. Могилев
76 полк – г. Орша
78 полк – г.
79 полк – г. Брянск-2
7 отдельный батальон – г. Великие Луки
06 апреля 1939 7 отдельный батальон включен в состав 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений. Во исполнения приказа НКВД СССР № 001064 от 08.09.1939 «Об оперативных мероприятиях в связи с проводимыми учебными сборами» полковая школа 76 полка численностью 93 курсантов убыла в распоряжение начальника Управления ПВ НКВД Белорусского округа, с 17 сентября по 12 октября 1939 года полковая школа в составе 16 пограничного отряда НКВД СССР, резервная рота 76 полка численностью 58 военнослужащих приняли участие в Освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Зенитно-пулеметная рота, рота мотоброневаганов 73 полка, мотоброневагон роты мотоброневагонов, зенитно-пулеметная рота 76 полка, 12 отд. зенитно-артиллерийский дивизион в составе 2 дивизии войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений приняли участие в Советско-Финляндской войне (30.11.1939-13.03.1940). Рота мотоброневаганов 73 полка принимала участие в артиллерийской поддержке частей 13А. На основании приказа НКВД СССР №00449 от 13.04.1940 «О реорганизации частей Второй дивизии войск НКВД» 53 полк включен в состав 3 дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. По приказу НКВД СССР № 00423 от 17.04.1941 «О переформировании соединений и частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений и особо важных предприятий промышленности» в состав 76 полка включена в качестве 6 роты полка 12 отдельная рота по охране особо важных предприятий промышленности дислоцированная в гг. Минск и Смоленск, рота в гг. Минск и Смоленск выполняла задачи по охране кладовых филиала Государственного банка СССР, в г. Минск радиостанцию РВ-10, 78 полк расформирован. Приказом НКВД СССР № 0086 от 28.01.1941 «О передаче зенитных частей войск НКВД по охране железнодорожных сооружений в ведение Наркомата обороны» во исполнения совместного приказа НКО и НКВД СССР от 27.01.1941, Постановления СНК СССР от 25.01.1941 «Об организации авиационной обороны» 12 отд. зенитно-артиллерийский дивизион дивизии передан в состав Красной Армии. По состоянию на 01 июня 1941 года численность дивизии – 5513 военнослужащих, по состоянию на 22 июня 1941 года командир дивизии комбриг Киселев Василий Иванович, дислокация, оргштатная структура дивизия:
штаб дивизии – г. Могилев
53 полк
штаб полка и службы г. Великие Луки
1 рота – г. Великие Луки
2 рота – г. Ржев
2 рота – г. Старая Русса
Резервная рота – г. Великие Луки
Полковая школа – г. Великие Луки
Бронепоезд № 53 – г. Великие Луки командир ст. лейтенант Ляпин В.Н.
73 полк
штаб полка и службы – г. Могилев
1 батальон – г. Гомель
1 рота – ж.д.ст. Унеча
2 рота – г. Гомель
3 рота – ж.д.ст. Жлобин
2 батальон – г. Могилев
4 рота – ж.д.ст. Осиповичи
5 рота – г. Могилев
Резервная рота – г. Могилев
Полковая школа – г. Могилев
Бронепоезд № 73 – ж.д.ст. г. Могилев
Рота по охране ж.д.ст. Реста
76 полк, командир подполковник Тронин Степан Капитонович
штаб полка и службы – г. Орша
1 батальон
штаб – г. Смоленск
1 рота – ж.д.ст. Орша
2 рота – ж.д.ст. Смоленск
3 рота – г. Москва
гарнизон ж.д.моста через р. Москва-река у ж.д.ст. Фили.
6 рота – г. Минск
гарнизон г. Минск охрана кладовые филиала Государственного банка СССР, радиостанцию РВ-10;
гарнизон г. Смоленск охрана кладовые филиала Государственного банка СССР
2 батальон
штаб – г. Полоцк
4 рота – г. Полоцк
5 рота – г. Полоцк
Резервная рота – ж.д.ст. Орша
Полковая школа – г. Минск
Бронепоезд № 76 – ж.д.ст. Орша
79 полк
штаб полка и службы – ж.д.ст. Брянск-2
1 батальон – ж.д.ст. Брянск-2
1 рота – ж.д.ст. Брянск-2
2 рота – ж.д.ст. Калуга
5 рота – пос. Сельцо
2 батальон – г. Конотоп
3 рота – ж.д.ст. Конотоп
4 рота – ж.д.ст. Льгов
Резервная рота – ж.д.ст. Брянск-2
Полковая школа – ж.д.ст. Брянск-2
Комендатура госбанка г. Минск
Комендатура госбанка г. Смоленск
С началом Великой Отечественной войны дивизия развернулась по мобплану НКВД СССР, в г. Гомель 1 батальон 73 полка переформирован в 78 полк войск НКВД СССР по охране железнодорожных сооружений, в г. Орджоникидзеград на базе 79 полка сформирован 188 полк войск НКВД по охране особо важных предприятий промышленности, сформирован 33 отд. резервный стрелковый батальон войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, 53 полк в своем составе сформировал 1 и 2 батальоны, дополнительно принял под охрану 85 объектов на Калининской ж.д. Дивизия выполняла задачи по охране Западной ж.д, Калининской ж.д., Московско-Киевской ж.д., Белорусской ж.д., войскового тыла Западного, Калининского, Брянского фронтов, в полосе этих фронтов автодорожных мостов, отдельные части, подразделения и снайперские команды дивизии принимали активное участие в боевых действиях на Западном, Брянском фронте, в обороне г. Москвы. По указанию НКВД СССР № 31 от 26.06.1941 «Об организации охраны тыла Действующей Красной Армии» дивизия вошла в оперативное подчинение начальнику охраны тыла Западного фронта. Отдельные подразделения дивизии участвовали в обороне Могилева. С июля по 07 октября 1941 года части дивизии охраняли войсковой тыл Брянского фронта( 53 полк-22А; 76 полк-20А; 78 полк-21А). В июле – августе в оперативном подчинении дивизии находился 84 полк войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. 07 октября 1941 года 188 полк прикрывал отход штаба 3А. Приказом НКВД СССР № 001711 от 25.12.1941 во исполнения Постановления ГКО № 1024-сс от 14.12.1941 «О мероприятиях по улучшению охраны железных дорог» дивизия переименована в 3 дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог. В январе 1942 года на формирование 8 мотострелковой дивизии внутренних войск НКВД СССР откомандировано 1504 военнослужащих из 53, 73,76, 79 полков дивизии( . Приказом НКВД СССР № 00216 от 00.01.1942 188 полк исключён из состава дивизии, передан в состав Управления войск НКВД СССР по охране особо важных предприятий промышленности. Приказом НКВД СССР № 00293 от 11.02.1942 дивизия переименована в 24 дивизию войск НКВД СССР по охране железных дорог. По приказу НКВД СССР № 002344 от 21.10.1942 78 полк расформирован. С 26 июня 1941 года по 01 апреля 1944 года дивизия входила в состав Действующей Красной Армии.
Командиры бригады/дивизии
комбриг Киселев Василий Иванович 1939-1941
полковник Истомин Василий Николаевич 1941- 25.10.1944
полковник Апанасевич 25.10.1944 – 02.04.1945