по 54-ой экскадре
насчет мастерства
я немного в теме(просто давно интересуюсь историей авиации 2- мировая)
я скажу свою личную точку зрения,на основе прочитанных как документов,так и воспоминаний летчиков с обеих сторон
в целом мастерство летчиков,как пилотажное,было вровень или даже с небольшим преимуществом наших
стреляли наши хуже(нет боевого опыта,и до войны стрельбам по ряду причин уделялось меньшее внимание)сильно хуже.Заметьте,сколько было воспоминаний наших летчиков и немцев,что стрельба истребителей не доставляла им больших хлопот,а у наших вечно кончались боеприпасы без всякого урона противнику-поэтому начались и тараны и пр.Проблема тройная-стреляли с больших дистанций(не умели определять расстояние до цели)стреляли плохо,пулеметы на самолетах были слабенькие-как горохом по дробине,стреляли длинными очередями..
поэтому фактически даже заняв удобную позицию-ничего не могли сделать с врагом
порой по два звена истребителей крутились вокруг 1 разведчика или бомбардировщика,безрезультативно
второе,где мы сильно утсупали,тактика.
довоенное построение в 3 самолета,как уже говорилось,в тех условиях было плохим.Не было эшелонирования по высоте
отсюда огромные потери против тактики немцев-пара или пары эшелонированные по высоте,тактика-ударил и беги,нападаение все в основном со стороны солнца и сверху,на разгоне
когда почитаешь их асов,первый год войны для них война в воздухе была как стрельба по куропаткам
но если наши приняли бой и их не сбили в первые секунды-тут уже начинались проблемы,ибо в пилотаже кадровый состав ввс ркка пока был не выбит-был ничем не хуже..В воспоминании их аса(не помню кто)он писал-попал как то на такого летчика-с ним крутились над ладогой 40 минут-а ничего не сделать,вымотался до красных соплей а никак..написал что по итогу просто ушел к своим,типа русский летчик ничего не дал сделать
при этом немцы как раз не любили массовых свалок-там уже все преимущества их терялись
вообще по их воспоминаниям первый год войны для Люфтваффе был почти прогулкой,после Битвы за Англию.они считали что восточный фронт это санаторий,по сравнению с тем что там было
но,опять же одно но-это все относилось к фронтовым операциям.Когда дело доходило до бомбежки городов-тут все сложнее,их истребители были прикованы к защите бомбардировщиков,связаны заданием,и не могли себе позволить многое..А бороться приходилось против кадрового костяка ввс ркка-над московй и ленинградом,которые прикрывали как сильная зенитная артиллерия так и кроме ИАпов-истребители полков ПВО и в Ленинграде-морская авиация.Напомню,в то время это были практически разные виды войск..полки пво не подчинялись нач-ву фронотовой авиации и тем более морской-у тех свое начальство
немцы отмечали,что как раз на прикрытии городов противник был очень сильный..с учетом что еще вся новая техника шла как раз туда-в пво)миги и лагги,плюс там летчики по уровню были в среднем посильней летчиков с истребительных полков
отсюда кстати и такая разница в потерях у нас под ленинградом между иапами и прочими,первых повыбили с первых дней войны,а в пво-ки воевали далеко не сразу и уровень потерь там был небольшой
потом уже общее управление началось,и полки перемешали
еще большой минус-потеря управления полками,которые были раздербанены эскадрильями на разных аэродромах.И в условиях потери связи никакой концентрации сил в небе не было,те же наши тройки вылетающие с аэродрома подскока бились порой с 9-кой..20-кой врагов.при этом мало того что управление терялось,так и невозможность обслуживания,подвоз боепитания и топлива по многим точкам,немцы же ругулярно штурмовали аэродромы,что наши не делали.куча самолетов была потеряна на земле..при этом аэродромы зачастую вообще не прикрывались зенитной артиллерией,в отличие от немцев,в лучшем случае счетверенка максимов была
формально нужно было концентрировать все силы на нескольких основных аэродромах и насыщать их прикрытием-а оттуда уже вылетать на задания,что не делалось.при этом при отсутпленнии часто те же аэродромы подскока с техникой попадали в окружение сами не зная,и теряли там людей-всех техников,летчиков и тп