[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Последняя дорога Пушкина
«Вчера, 29 января, в 3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин...», - сообщали «Санкт-Петербургские ведомости». Велико было горе всех друзей и почитателей поэта. Весть о его смерти потрясла многих. Император Николай I в послании к брату, великому князю Михаилу Павловичу, писал из Петербурга в Рим: «С последнего моего письма здесь ничего важного не произошло кроме смерти известного Пушкина от последствий раны на дуэли с Дантесом».
Всенародная любовь к А.С. Пушкину породила немало легенд о поэте, в которых порою причудливо переплетаются подлинные факты и вымысел. Одна из таких легенд, связанная с трагической кончиной Пушкина, родилась в Гатчине...
А.И. Тургенев.
Худ. П.Винъерон. 1830-е гг.
Известно, что после отпевания в придворной Конюшенной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа гроб с телом поэта, согласно воле покойного, был перевезен по Белорусскому тракту для погребения в Святогорский монастырь. Проводить Пушкина к месту его успокоения император Николай I поручил старому другу поэта Александру Ивановичу Тургеневу. 2 февраля 1837 года тот записал в своем дневнике: «Жуковский приехал ко мне с известием, что государь назначает меня провожать тело Пушкина до последнего жилища его... Куда еду - еще не знаю...»
П.А. Вяземский в письме московскому почт-директору А.Я. Булгакову о кончине поэта сообщал: «Тургенев отправился третьего дня вечером с телом Пушкина и с жандармским капитаном для погребения в монастырь Святые Горы, Псковской губернии, близ деревни Пушкина».
Сохранившиеся архивные документы и почтовые карты, письма и дневники современников поэта позволяют с большой точностью проследить этот траурный путь. Как известно, государь снабдил Тургенева «особой подорожной», которая способствовала обеспечению скорейшего проезда. В дороге его сопровождали жандарм и почтальон. Проводить Пушкина в последний путь вызвался и его дядька Никита Козлов.
Из письма В.А. Жуковского отцу поэта С.Л. Пушкину из С.-Петербурга в Москву 15 февраля 1837 года.
«3 февраля в 10 часов вечера собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани; сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих».
Из дневника А.И. Тургенева.
«4 февраля, в 1-м часу утра или ночи, отправился за гробом Пушкина в Псков; перед гробом и мною скакал жандармский капитан. Проехали Софию, в Гатчине рисовались дворцы и шпиц протестантской церкви; в Луге или прежде пил чай. Тут вошел в церковь. На станции перед Псковом встреча с камергером Яхонтовым, который вез письма Мордвинова к Пещурову, но не сказал мне о нем. Я поил его чаем и обогнал его, приехал к 9-ти часам в Псков, прямо к губернатору...»
Из дневника профессора А. В. Никитенко.
«12 февраля. Дня через три после отпевания Пушкина увезли тайком в его деревню. Жена моя возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше за гробом.
- Что это такое? - спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян.
- А Бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит - и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости Господи, - как собаку».
Перевоз тела А.С. Пушкина из Петербурга в Святые Горы.
Художник А. Наумов. 1894
Из письма А.И. Тургенева - А.И. Нефедьевой из Петербурга в Москву 9 февраля 1837 года.
«3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь: я с почтальоном в кибитке позади тела, жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дровнях, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы. Ночью проехали мы Софию, Гатчину, к утру 4-го февраля были уже в Луге, за 140 верст от Петербурга, а к 9-ти часам вечера того же дня уже в Пскове...»
Несложные подсчеты показывают, что траурный кортеж с гробом Пушкина буквально мчался по Белорусскому тракту. Расстояние от Петербурга до Пскова в 285 верст Тургенев и его спутники проделали всего за 19 часов. Ехали действительно очень быстро, со средней скоростью 15 верст в час. Подорожная, выданная государем, давала право не делать остановки на каждой станции, а ехать «столь поспешно, сколько сие будет возможно».
Длительные задержки в пути, а тем более ночевка, были просто невозможны.
Утром 6 февраля 1837 года Пушкина похоронили...
Народное предание, передающееся из поколения в поколение среди старых гатчинцев, повествует о том, что по дороге в Святогорский монастырь траурный кортеж с гробом Пушкина ненадолго остановился в Гатчине, во дворе дома местного мещанина, в то время владельца знаменитого трактира, Гаврилы Лытикова. В нашем городе эта легенда была официально известна еще в начале XX столетия. О бытовавшем в то время «гатчинском» предании упоминал в 1912 году популярный в России журнал «Нива». Но еще больше заговорили о старинной легенде в нашем городе в довоенные годы, когда отмечалась столетняя годовщина со дня гибели поэта. Историческим фактом считал эту легенду гатчинский краевед, научный сотрудник Красногвардейского городского музея (в то время Гатчина называлась Красногвардейском) Ангелис Николаевич Лбовский. В заметке «Памятный дом», опубликованной в одном из номеров газеты «Красногвардейская правда» за 1937 год, он сообщал:
«Со слов старожилов Красногвардейска установлено, что при перевозе тела А. С. Пушкина в 1837 году из Петербурга к месту погребения подвода с телом великого поэта останавливалась в Гатчине, во дворе дома, принадлежащего Лытикову. Дом этот (по проспекту 25 Октября № 33) сохранился до настоящего времени...»
В послевоенные годы интерес к «пушкинской» легенде только усилился. Местный краевед, один из авторов известной книги «Гатчина» (1959 г.), Леонид Владимирович Рузов в статье «А. С. Пушкин и Гатчина», напечатанной в 1953 году в одном из номеров газеты «Гатчинская правда», писал:
«3 февраля (16 февраля н.ст.) 1837 года, рано утром через Гатчину проследовала траурная процессия... Проживающие в доме № 33 по проспекту 25 Октября две сестры старушки Егоровы утверждают, что им, еще юным школьницам, передавал хозяин дома, что кибитка с телом покойника заезжала в этот дом. Горсовету следовало бы уточнить этот факт и увековечить память А. С. Пушкина установлением мемориальной доски на доме № 33 с кратким изложением этого события...»
Впоследствии и другие гатчинцы вспоминали это предание, так же как и бывшего хозяина «памятного» дома Лытикова, потомки которого жили в нашем городе еще очень многие годы... А соответствует ли старинная легенда действительности?
А.И. Тургенев упоминает Гатчину только в связи с проездом через него. О сделанной здесь остановке он не сообщает. Гатчину траурный кортеж проследовал глубокой ночью, около 3 часов. Еще через два часа он миновал почтовую станцию в деревне Выра. К утру, проехав почтовые станции в Ящере и Долговке, около 9 часов, дроги с гробом прибыли в уездный город Лугу.
«...В Луге или прежде пил чай. Тут вошел в церковь», - записал в своем дневнике А.И.Тургенев. Можно предположить, что именно в Луге или на почтовой станции в селе Ящера, на 91 1/2 версте от столицы, но не в Гатчине, провожающие в последний путь поэта путники сделали непродолжительную остановку для смены лошадей и «на чаепитие», о котором вспоминал Тургенев. В Луге и Ящере близ почтовых станций находились церкви, в одну из которых во время стоянки кортежа заходил Тургенев. Скорее всего, это была Сергеевская церковь в селе Ящеры.!!!!!!!!!!!!!! Жена А. В. Никитенко, случайно встретившаяся с траурным кортежем на одной из почтовых станций «неподалеку от Петербурга», вряд ли могла не запомнить Лугу или Гатчину. Таким образом, именно в Ящере, а не в Гатчине действительно какое-то время мог находиться гроб с телом Пушкина. И все же нам очень хочется верить в легенду. А вдруг? Вопросов много... Почему именно лытиковский дом и его владелец оказались связанными с последней дорогой Пушкина? Предания всегда таят немало странных загадок. В гатчинской пушкиниане эта легендарная история, пожалуй, самая загадочная.
А. Бурлаков
Со своей стороны отмечу, что местный краевед Константин Какашевский
живет в доме под аистами говорит что вселе от стариков передается легенда о часовне посередине деревни и ее остатках фундамета где ночью зимой 1837 простоял гроб с телом пушкина ( по причине метели).....!?! Часовня не сохранилась к началу 20 века и в 200 метрах от бывшей часовни построена сергиевская церковь от которой идет попова дорога через красную горку в деревню луги, в 50 е церковь сожгли и на северной околице дервни мы видим остов сергиевской кирпичной церкви( возможно часовня так же была сергиевская) в войну в церкви был ХППГ госпиталь лужского сектора обороны.
Последняя дорога Пушкина
«Вчера, 29 января, в 3-м часу пополудни скончался Александр Сергеевич Пушкин...», - сообщали «Санкт-Петербургские ведомости». Велико было горе всех друзей и почитателей поэта. Весть о его смерти потрясла многих. Император Николай I в послании к брату, великому князю Михаилу Павловичу, писал из Петербурга в Рим: «С последнего моего письма здесь ничего важного не произошло кроме смерти известного Пушкина от последствий раны на дуэли с Дантесом».
Всенародная любовь к А.С. Пушкину породила немало легенд о поэте, в которых порою причудливо переплетаются подлинные факты и вымысел. Одна из таких легенд, связанная с трагической кончиной Пушкина, родилась в Гатчине...
А.И. Тургенев.
Худ. П.Винъерон. 1830-е гг.
Известно, что после отпевания в придворной Конюшенной церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа гроб с телом поэта, согласно воле покойного, был перевезен по Белорусскому тракту для погребения в Святогорский монастырь. Проводить Пушкина к месту его успокоения император Николай I поручил старому другу поэта Александру Ивановичу Тургеневу. 2 февраля 1837 года тот записал в своем дневнике: «Жуковский приехал ко мне с известием, что государь назначает меня провожать тело Пушкина до последнего жилища его... Куда еду - еще не знаю...»
П.А. Вяземский в письме московскому почт-директору А.Я. Булгакову о кончине поэта сообщал: «Тургенев отправился третьего дня вечером с телом Пушкина и с жандармским капитаном для погребения в монастырь Святые Горы, Псковской губернии, близ деревни Пушкина».
Сохранившиеся архивные документы и почтовые карты, письма и дневники современников поэта позволяют с большой точностью проследить этот траурный путь. Как известно, государь снабдил Тургенева «особой подорожной», которая способствовала обеспечению скорейшего проезда. В дороге его сопровождали жандарм и почтальон. Проводить Пушкина в последний путь вызвался и его дядька Никита Козлов.
Из письма В.А. Жуковского отцу поэта С.Л. Пушкину из С.-Петербурга в Москву 15 февраля 1837 года.
«3 февраля в 10 часов вечера собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани; сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих».
Из дневника А.И. Тургенева.
«4 февраля, в 1-м часу утра или ночи, отправился за гробом Пушкина в Псков; перед гробом и мною скакал жандармский капитан. Проехали Софию, в Гатчине рисовались дворцы и шпиц протестантской церкви; в Луге или прежде пил чай. Тут вошел в церковь. На станции перед Псковом встреча с камергером Яхонтовым, который вез письма Мордвинова к Пещурову, но не сказал мне о нем. Я поил его чаем и обогнал его, приехал к 9-ти часам в Псков, прямо к губернатору...»
Из дневника профессора А. В. Никитенко.
«12 февраля. Дня через три после отпевания Пушкина увезли тайком в его деревню. Жена моя возвращалась из Могилева и на одной станции неподалеку от Петербурга увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожею. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы скорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше за гробом.
- Что это такое? - спросила моя жена у одного из находившихся здесь крестьян.
- А Бог его знает что! Вишь, какой-то Пушкин убит - и его мчат на почтовых в рогоже и соломе, прости Господи, - как собаку».
Перевоз тела А.С. Пушкина из Петербурга в Святые Горы.
Художник А. Наумов. 1894
Из письма А.И. Тургенева - А.И. Нефедьевой из Петербурга в Москву 9 февраля 1837 года.
«3 февраля в полночь мы отправились из Конюшенной церкви с телом Пушкина в путь: я с почтальоном в кибитке позади тела, жандармский капитан впереди оного. Дядька покойного желал также проводить останки своего доброго барина к последнему его жилищу, куда недавно возил он же и тело его матери; он стал на дровнях, кои везли ящик с телом, и не покидал его до самой могилы. Ночью проехали мы Софию, Гатчину, к утру 4-го февраля были уже в Луге, за 140 верст от Петербурга, а к 9-ти часам вечера того же дня уже в Пскове...»
Несложные подсчеты показывают, что траурный кортеж с гробом Пушкина буквально мчался по Белорусскому тракту. Расстояние от Петербурга до Пскова в 285 верст Тургенев и его спутники проделали всего за 19 часов. Ехали действительно очень быстро, со средней скоростью 15 верст в час. Подорожная, выданная государем, давала право не делать остановки на каждой станции, а ехать «столь поспешно, сколько сие будет возможно».
Длительные задержки в пути, а тем более ночевка, были просто невозможны.
Утром 6 февраля 1837 года Пушкина похоронили...
Народное предание, передающееся из поколения в поколение среди старых гатчинцев, повествует о том, что по дороге в Святогорский монастырь траурный кортеж с гробом Пушкина ненадолго остановился в Гатчине, во дворе дома местного мещанина, в то время владельца знаменитого трактира, Гаврилы Лытикова. В нашем городе эта легенда была официально известна еще в начале XX столетия. О бытовавшем в то время «гатчинском» предании упоминал в 1912 году популярный в России журнал «Нива». Но еще больше заговорили о старинной легенде в нашем городе в довоенные годы, когда отмечалась столетняя годовщина со дня гибели поэта. Историческим фактом считал эту легенду гатчинский краевед, научный сотрудник Красногвардейского городского музея (в то время Гатчина называлась Красногвардейском) Ангелис Николаевич Лбовский. В заметке «Памятный дом», опубликованной в одном из номеров газеты «Красногвардейская правда» за 1937 год, он сообщал:
«Со слов старожилов Красногвардейска установлено, что при перевозе тела А. С. Пушкина в 1837 году из Петербурга к месту погребения подвода с телом великого поэта останавливалась в Гатчине, во дворе дома, принадлежащего Лытикову. Дом этот (по проспекту 25 Октября № 33) сохранился до настоящего времени...»
В послевоенные годы интерес к «пушкинской» легенде только усилился. Местный краевед, один из авторов известной книги «Гатчина» (1959 г.), Леонид Владимирович Рузов в статье «А. С. Пушкин и Гатчина», напечатанной в 1953 году в одном из номеров газеты «Гатчинская правда», писал:
«3 февраля (16 февраля н.ст.) 1837 года, рано утром через Гатчину проследовала траурная процессия... Проживающие в доме № 33 по проспекту 25 Октября две сестры старушки Егоровы утверждают, что им, еще юным школьницам, передавал хозяин дома, что кибитка с телом покойника заезжала в этот дом. Горсовету следовало бы уточнить этот факт и увековечить память А. С. Пушкина установлением мемориальной доски на доме № 33 с кратким изложением этого события...»
Впоследствии и другие гатчинцы вспоминали это предание, так же как и бывшего хозяина «памятного» дома Лытикова, потомки которого жили в нашем городе еще очень многие годы... А соответствует ли старинная легенда действительности?
А.И. Тургенев упоминает Гатчину только в связи с проездом через него. О сделанной здесь остановке он не сообщает. Гатчину траурный кортеж проследовал глубокой ночью, около 3 часов. Еще через два часа он миновал почтовую станцию в деревне Выра. К утру, проехав почтовые станции в Ящере и Долговке, около 9 часов, дроги с гробом прибыли в уездный город Лугу.
«...В Луге или прежде пил чай. Тут вошел в церковь», - записал в своем дневнике А.И.Тургенев. Можно предположить, что именно в Луге или на почтовой станции в селе Ящера, на 91 1/2 версте от столицы, но не в Гатчине, провожающие в последний путь поэта путники сделали непродолжительную остановку для смены лошадей и «на чаепитие», о котором вспоминал Тургенев. В Луге и Ящере близ почтовых станций находились церкви, в одну из которых во время стоянки кортежа заходил Тургенев. Скорее всего, это была Сергеевская церковь в селе Ящеры.!!!!!!!!!!!!!! Жена А. В. Никитенко, случайно встретившаяся с траурным кортежем на одной из почтовых станций «неподалеку от Петербурга», вряд ли могла не запомнить Лугу или Гатчину. Таким образом, именно в Ящере, а не в Гатчине действительно какое-то время мог находиться гроб с телом Пушкина. И все же нам очень хочется верить в легенду. А вдруг? Вопросов много... Почему именно лытиковский дом и его владелец оказались связанными с последней дорогой Пушкина? Предания всегда таят немало странных загадок. В гатчинской пушкиниане эта легендарная история, пожалуй, самая загадочная.
А. Бурлаков
Со своей стороны отмечу, что местный краевед Константин Какашевский
живет в доме под аистами говорит что вселе от стариков передается легенда о часовне посередине деревни и ее остатках фундамета где ночью зимой 1837 простоял гроб с телом пушкина ( по причине метели).....!?! Часовня не сохранилась к началу 20 века и в 200 метрах от бывшей часовни построена сергиевская церковь от которой идет попова дорога через красную горку в деревню луги, в 50 е церковь сожгли и на северной околице дервни мы видим остов сергиевской кирпичной церкви( возможно часовня так же была сергиевская) в войну в церкви был ХППГ госпиталь лужского сектора обороны.