lugapoisk
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
lugapoisk

Форум Лужских поисковиков


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Фортификация лужского рубежа

+2
Алехандро
tanakosan
Участников: 6

На страницу : 1, 2  Следующий

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 2]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

в двух словах

1 на танкоопасных направлениях
эскарпы -контрэскарпы срезанные уступом с заглублением берега каналов и речущек, за ними ЖЕЛЕЗО БЕТОННЫЕ огневые(пулеметные) точки (ЖБОТЫ) из кривых железобетонных блоков или полукругов защищать подходы против пехоты к рвам, укрепрайоны на узлах дорог у луги выложены из камня бута и жботы а в полосе первой обороны много накатные деревянные дзоты( деревянно земляные огневые точки)

Вот пример легкой летней прогулки по стрешево

То что это очень крутой укрепрайон я понял когда по дороге перед бором на мой вопрос об укрепрайоне старикашка рассказал что в 50х годах оттуда вывезли очень много бетонных блоков...., Как я в последствии убедился это были ЖБОТЫ(Железобетонные огневые точки) сложенные из бетонных блоков по проекту метростроя ленинграда, блоки складываются в полукруглый или прямоугольный(в зависимости от типов блоков) бетонный дзот очень быстро и огневая точка хоть и не из литого бетона с арматурой но достаточна крепкая что бы уберечь пулеметчика от осколков и прямых выстрелов танковых орудий...

ЛЫсый товарищ долго и нудно рассказывал, как его матери после войны исполком не давал шифер на крышу и новые стекла в дом антонины, как приезжали пионеры а дом был без стекл, потом написали письмо на базу и мать за свои деньги купила шифер и привезла его крыть крышу...

Речь сводилась к тому что при немцах вроде всех в деревне кормили немцы и в принципе жили неплохо а при освобождении шифер не давали, тему я замял и направил разговор в русло войны.

Русло войны заключалось в следующем, немцы были не все гады, один помогал его матери пахать огород ( наверное скучал по ферме в германии) и когда в 1944 немцы покидали местность а собирались и отступали они неспешно и поделовому, то местный немец с товарищами прибил на дом какю то бляху и сказал завтра будут жечь, бегите в лес ,и когда в январе 1944 приехало недоброе СД и запалило всю деревню перед отступлением сохранилось всего 3 дома в том числе дом антонины.

Далее немцы неспешно пошли ко рву укрепрайона и в леске были партизанские землянки, где спрятались партизаны и жители которые убежали из деревни и закидали все землянки гранатами, тех жителей кто не спрятался нетронули....

Так не подскажите где мне походить по укрепрайону то,,,,, а тоя уже спешу, мужчина указал в сторону лесополосы да вот он ров , а вон осина в 30 метрах из бетонных разбитых болоков растет а ров тянется от череменецкого озера до реки луга и не ров это а канал а далее по дороге озерцо ров входит в него и далее к реке луга весной канал в паводок заполняется водой вся пойма как бурная река от тающего снега.

Разговор зашел о том что всех пленных Лужского рубежа ,а многие призывались в части по месту так один его родственник служил во ВНОС служба наблюдения за самолетами в жельцах, отдавали женам и чья жена получив записку оказией от пленника лысой горы успевала добежать до лагеря той отдавали мужа вести хозяйство, жена этого человека добиралась от муравейно и неуспела человек попал в псков и прибалтику и сгинул в концлагере в германии.

Пройдя метров тридцать оказался в лесополосе и по тропинке спустился в пойму канала, трава и крапива выше мения на голову пошел в сторону череменецкого, а где же ров то подумал я? и стал продираться через кустарники траву , (представляя что я ганс из 3 моторизованной дивизии манштейна штурмовавший этот район 27 июля 1941 года) на берег канала вверх по пойме и тут я провалился и полетел с эскарпированного берега грандиозного многокилометрового рва ибо дно его было чистым и незаросшим и все дно просматривалось и налево и направо, да... при норме 8 кубометров в сутки бабам надо было рыть и рыть в июле 1941, наверное без инженерных войск не обошлось, вскарабкавшись на противоположную сторону рва и поднялся на земляной бруствер рва и...............полетел кувырком снова, ров был с сюрпризом

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
карта канала стрешево
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
вот такие ЖБОТ из бетонных секций устанавливались по рвам и эскарпам прикрывая пулеметным огнем подходы к противотанковым препятствиям
(к сожалению в стрешево ниодин жбот не сохранился до наших дней, жбот поречья)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
......
это был второй ров эскарп.....

я такого не встречал нигде, гениально хитро просто и сложно и гениальность заключалось в том что в июле 10 числа, когда немцы вплотную по шоссе псков луга подошли к лужской оборонительной позиции, и началось строительство 1й и второй полосы обороны лужского оборонительного сектора, по большому счету Бычевский( командующий инженерными свойсками северного фронта( 27 августа фронт разделят на карельский и ленинградский), принял решение с командованием ЛЕНВО на заседании в смольном уже 24 июня, город надо было прикрывать с юга, хотя все мехкорпуса бросили на север к финляндии, о стоительстве лужскогй укрепленной позиции , но основные силы по строительству начались в июле под носом у немцев десятки тысяя женщин псковщины луги и ленинграда и инженерные войска( а это по сути тоже они) копали рвы и окопы.


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
под эскарпы а это углубления в естественных складках местности( реки каналы холмы наклонные поля) срывалась небольшая часть земли, объем работ сокращался как минимум вдвое , легче было отсыпать землю ее ступенчато скидывали вниз и уносили носилками не надо было ее выкидывать наверх как в чистом поле и углублять вниз на 4-6 метров обе стороныв рва, и самое главное не было грунтовых вод!!!! вся вода стояла на дне естественной дреенажной системы, объем работ уменьшался в 3-4 раза!!!!!!!, и этот метод использовался не только в стрешево а по всему лужскому рубежу

Судите сами, пехота противника подходя к каналу попадает под плотный косоперекрестный огонб пулеметных ЖБОТов натыканных по всему каналу а танки что бы подавить жботы сезжают в заболоченный канал и вязнут в жиже далее карабкаются на склон и упираются в первый эскарп , побитая пехота подползает к эскарпу а на дне канала неизвлекаемые( согласно полевому уставу в рвах ставятся неизвлекаемые противотанковые и пехотные мины что бы противник не смог ими воспользоваться для обрушения стен рва) мины и танки и пехота рвется на них , далее они окапывают проход в первом эскарпе и нарываются на второй эскарп......

на дне первого эскарпа опять мины.... доты повернуты к эскарпу боком( каждый дот прикрывает соседний косоперекрестным огнем) амбразуры не подавить......

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

полусекция пулеметного дота в молосковицах(поречье) бои тут были страшные

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

противотанковые советские рвы в поречье через 60 лет

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

лужский рубеж дот из бутового камня
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

а вот бутовый дот перед Лугой на Лангиной горе ЗДЕСЬ ВОЕВАЛИ ЛЮДИ 274 АРТПУЛЬБАТА
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
А вот опять ЖБОТ из прямых железобетонных блоков на главной полосе обороны лужскогорубежа

Лужский рубеж. 2 ДОТа и ЖБОТ у моста через реку Обла
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а вот артиллерийский полукапонир из прямых жб блоков с капониром из бутового камня на растворе портланд цемента 400


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а вот пулеметный жбот из полукруглых жб блоков с капониром из бутового камня на растворе портланд цемента 400

Что такое цемент 400 для дотов?Это цемент который при застывании выдерживает 400 замерзаний( осень) и 400 оттаиваний( весна)

Все фотографии жботов выполнены с разных участков ЛР разными людьми и солдатами СС и нашими соратниками...

Алехандро

Алехандро
участник

>>Что такое цемент 400 для дотов?Это цемент который при застывании выдерживает 400 замерзаний( осень) и 400 оттаиваний( весна)

Не совсем. М400 это марка цемента. Марка цемента (М) - показатель прочности цемента на изгиб и сжатие. Ближайший класс бетона по марке В30. А класс бетона по морозостойкости (F) с цифрой от 25 до 1000 и говорит о количестве циклов замораживания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои изначальные прочностные характеристики. В обычном строительстве, среднестатистическая морозостойкость F100-F200.

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

спасибо.

Посмотрел случайно википидию,
Иван Георгиевич Зубков

6 июля 1904, Ессентуки, Россия — 28 июня 1944, неподалёку от города Лодейное поле Ленинградской области) — советский инженер, выдающийся специалист в области транспортного строительства. Герой Социалистического Труда (1943).

За пять месяцев до начала Великой Отечественной войны, 21 января 1941 года, назначен начальником Строительства № 5 НКПС (впоследствии «Ленметрострой», ныне ОАО «Метрострой»). Началась прокладка первой линии — Автово — Финляндский вокзал. Но вскоре война прервала строительство. (В итоге первая очередь Ленинградского метро была открыта лишь в 1955 году). Стройка была заморожена, а метростроители стали возводить оборонительные укрепления на Карельском перешейке.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

александроневская Лавра

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

А на самом деле человек руководил непосредственно работами на всей лужской оборонительной позиции по строительству Жботов,

Полукруглые кольца жботов ничего не напоминают ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА БЛЮМИНГОВ ДЛЯ ШАХТ МЕТРО

????

Именно краны метростороя и машины с талями и возводили жботы под носом у немцев, ни одного слова о его вкладе в оборону на Лужском рубеже.

А в передаче льва Лурье толькло на 1 секунду промелькнуло слово Лужский Рубеж,

передача Льва Лурье о первом директоре Лен Метростроя

вообще..... если бы не фортификация зубкова на лужском рубеже и у красногвардейска.... то не пришлось бы ему строить дорогу жизни.........

вот немцы и застряли и перед лугой и в поречье на плацдарме почти на месяц
а по сути все что бетонное построено именно метростроевцами и непосредственно под его руководством а не Бычевского

ps. механизация строительных работ и еще раз механизация плюс женщины с лопатами на прокладке эскарпов.



Последний раз редактировалось: tanakosan (Пн 10 Окт 2011 - 22:32), всего редактировалось 1 раз(а)

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

опять же все эти мыслеизявления неподкреплены детальными поисками а являются сугупо логическими измышлениями( основанными на прочтении многочисленных мемуаров всех сторон) и результатами туристических прогулок по берегам реки луги от баньково до толмачева...

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор



24 июня танки мехкорпусов от пскова и струг красных идут в карелию наступать через финляндиюк ботническому заливу
оголяя оборону юга города
согласно плану "гроза"(красные конверты в частях) о плане прикрытия границы и развертывания мехкорпусов в случае войны
а между тем 23 июня 1941 на совещании военсовета северного( с 27 августа 1941) ленинградского фронта в смольном ставится вопрос о прикрытии юга города , строительство слуцкого колпинского и красногвардейского укрепрайонов, батареи А аврора и Б большевик на пулковских высотах и на линии кирхговско дудерговские высоты -жд на лугу, и самое главное 23 июня 1941 в штабе северного фронта решается вопрос о строительстве ЛУЖСКОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ....


1 КИРОВСКИЙ ПОЛК в дк Кировского завода 1 дивизии народного ополчения, именно 27июня она была сформирована и через неделю брошена к станции оредеж закрывать наступление 56 корпуса манштейна.... остатки полка 27 августа1941 отрезанные от ленинграда наступающими по шоссе луга ленинград немцами погибнут у деревни Пелково там же большая часть попадет в плен.


а вот так грамотно копают рвы, не посреди поля а срезают склон холма на танкоопасных направлениях контр-эскарпируя часть возвышенности в сторону наступающего противника, землю без особых усилий отсыпают в поле....

( привет демагогу писателю дол..бу Бешанову)

Массовое производство пулеметных жботов на заводе жб конструкций в ленинграде или на площадке метростроя,
повидимому тут все и метрострой и инженерные войска и ЗК из обухово


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
а вот эти ЖБОт на позиции



Последний раз редактировалось: tanakosan (Чт 13 Окт 2011 - 14:10), всего редактировалось 7 раз(а)

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор


с сайта

Со стороны Ленинграда продолжало поступать железной дорогой и по Киевскому шоссе все необходимое для укрепления и устройства оборонительных сооружений вокруг города: техника, транспорт, вооружение. Разгрузочные платформы в северном железнодорожном парке были завалены всевозможным строительным материалом: железной арматурой, цементом, щебенкой, железобетонными конструкциями, передвижными подъемными кранами и иной строительно-монтажной техникой. Все это выгружалось у хлебокомбината и тотчас отправлялось по шоссейной дороге в сторону Городца, где в районе Раковического озера у поворота на Скреблово – на дальних подступах к нашему городу – отстраивалась первая линия обороны.

А перед самой Лугой, по ее юго-восточному и юго-западному обводу, сооружалась еще одна оборонительная полоса с эскарпами, противотанковыми рвами, бетонированными артиллерийскими и пулеметными точками. Здесь работали строительно-монтажные бригады с ленинградских заводов им. Кирова, Балтийского, „Электросилы“. Окраинная черта города ощетинивалась железобетонными противотанковыми надолбами и ловушками. Для прохода оставляли узкие, хорошо пристрелянные артиллерией и другими огневыми средствами обороны пространства. В поймах речек Вревки и Облы устанавливались противотанковые и противопехотные мины. Словом, город готовился к серьезной и решительной обороне. Луга продолжала принимать новые и новые тысячи оборонщиков из Питера и направляла их, вооружив лопатами, кирками и ломами, в сторону Батецкой, Чеголей, Раковичей, Бараново, Ведрово, Лесково.

Население города выросло в два раза: укрепработы велись и в черте самой Луги. Прибывали ополченцы, добровольно вступавшие в ряды защитников Ленинграда, оседали беженцы, не желавшие удаляться от своих мест за сотни километров в надежде на скорое возвращение, на какое-то время задерживались те, кто стремился добраться к родственникам в Ленинград, под защиту большого города. И еще много невесть откуда и по каким делам наехавших в город людей. Вся эта масса народа толпилась на улицах и в переулках, в коридорах официальных учреждений, наполняла галдежом, руганью и слезами рыночную площадь и магазины, из которых враз исчезли продукты. Толпы пришлых располагались биваками в парках, сквериках, на травянистых берегах реки, в тенистой прохладе соборного сада.
...
В первые же недели войны Луга была опоясана противотанковым рвом в три с половиной метра, который был опутан проволочными заграждениями, укреплен дотами и дзотами. Были оборудованы противотанковые ловушки, поставлены бетонные и гранитные надолбы. А весь возможный оперативный простор, словно гороховое поле семенами, был засеян противотанковыми и противопехотными минами.

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

это линия обороны у Тосно, немецкая съемка сентября 1941, где не было железобетона ров-контр эскарп прикрывали Дзоты -дереянно земляные огневые пулеметные точки в 4-8 накатов, а именно такая схема обороны была так же в 1й полосе лужского рубежа с проходами у дороги прикрываемыми по краям дороги 2-мя железобетонными или деревянноземляными огневыми пулеметными или артиллерийскими точками.

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

лужский рубеж, после войны пущен на металл

Вначале мы установили доты на дальних рубежах. Но линия фронта менялась быстро, сроки строительства сокращались. Мы разработали принципиально новые конструкции — с обеспечением круговой защиты, простые в массовом изготовлении, удобные в транспортировке; их можно было монтировать на любом почти грунте практически без специального оборудования.

Первые доты на дальних рубежах монтировались из 180– и 200-миллиметровых гнутых броневых плит, предназначенных [141] для защиты береговой башенной артиллерии крупных калибров. Они доставлялись обычно 10-тонными треллерами и монтировались кранами и лебедками.

Мы еще не имели опыта и допускали просчеты. Лобовые плиты выдерживали прямые попадания даже крупных снарядов, но дот был открыт сзади, осколки поражали артиллеристов. При прорывах противника в тыл такие сооружения были беззащитны.

Последующие конструкции могли транспортироваться в готовом виде танком или трактором на место, иногда вместе с оружием и расчетом. Они верно служили в болотах и на снегу, имели расширенный сектор обстрела, броневые двери с амбразурами для автоматов. Выдерживали при этом огонь полевых и танковых орудий с любой дистанции.

В строительстве дотов принимали участие курсанты военно-морских училищ (в первую очередь Военного инженерно-технического училища НК ВМФ), инженерные батальоны, специалисты ленинградских заводов.

Подключались к работам строевые части на местах установки и специалисты укрепрайонов, железнодорожные бригады; привлекалось и население.




Содержание«Военная Литература»Мемуары П. Г. Котов, адмирал-инженер. Броневой пояс

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

Противотанковые препятствия

Современные танки обладают очень большой проходимостью, и нападения их можно ожидать почти на всякой местности. Естественными препятствиями для танков являются лишь густые старые бездорожные леса, глубокие (более 1 метра) топкие болота, глубокие овраги и обрывы со склонами круче 45°, рубленый лес, если между пнями танк не пройдет, а высота пней более 0,5 метра. Глубокие (более 1,5 метров) и широкие (более 3 метров) реки и озера также являются естественным препятствием для всех танков, кроме плавающих (амфибий).

Понятно, что войска, располагаясь на местности, прежде всего стараются использовать все имеющиеся естественные препятствия, чтобы защитить свою позицию (или место отдыха) от внезапного нападения танков. Очевидно, что этих препятствий всегда будет мало: они если и прикроют войска, то лишь в некоторых отдельных направлениях. Большая же часть участков местности всегда будет доступна для танков. На таких участках и организуют огневую (артиллерийские орудия) и инженерную противотанковую оборону (рис. 17), основным правилом устройства которой является умелое сочетание огня с заграждениями.

Искусственные противотанковые заграждения могут быть очень многих видов. Из них выбирают те, которые можно легче и быстрее сделать на данной местности, лучше замаскировать и надежнее прикрыть огнем своей артиллерии.

Наиболее употребительные противотанковые заграждения показаны на рис.


Наиболее употребительные противотанковые препятствия. Стрелками показаны ожидаемые направления движения танков, прикрываемые данным препятствием.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
эскарп
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
контрэскарп

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Противотанковый треугольный ров

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Четырехугольный ров
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
деревянно земляные надолбы

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
усиление склона бревенчатым барьером
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
завал полосы обеспечения

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
усиление реки

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
подводные заграждения



Устраивая заграждения, часто можно использовать местные препятствия. При соответствующем усилении эти препятствия становятся не проходимыми для танков или замедляют их движение, что облегчает нашей артиллерии борьбу с танками. Например, если а редком лесу срубить часть деревьев, оставив высокие пни и повалив деревья так, чтобы между ними не было проходов, то получится завал (рис. 19), преодолеть который танкам будет очень трудно. Можно также натянуть на опушке рощи на высоте около 1 метра прочный стальной канат.

Неглубокую речку и даже ручей можно превратить в заграждение, устроив плотину, благодаря которой вода поднимется и затопит берега. На глубоких реках, чтобы сделать их не проходимыми также и для плавающих танков, устраивают завалы, подводные надолбы (сваи), эскарпирование берегов и т. д.

Недостаточно крутой склон оврага или горки можно сделать более крутым, срезав землю лопатами или специальными инженерными машинами, — получится так называемый эскарп, или контрэскарп (рис. 19).

Зимой противотанковое препятствие можно сделать из снежных валов высотой 1,5—2 метра и толщиной 3,5—5 метров.

Наконец, одним из лучших препятствий против танков служат специальные переносные противотанковые мины (рис. 19), запас которых войска всегда возят с собой. Противотанковые мины представляют собой заряд сильного взрывчатого вещества, заключенный в металлическую оболочку. Взрыв мины происходит только под тяжестью танка. Некоторые виды заграждений танки могут преодолевать благодаря большой скорости движения, как бы перелетая через них с разбегу. Чтобы быстроходные танки не могли преодолевать заграждений, нужно перед заграждениями устраивать дополнительные земляные валы, глубоко вспаханные полосы и т. п. Тогда танк пойдет на основное препятствие с меньшей скоростью и ему труднее будет его преодолеть.

Противотанковые мины расставляются на дорогах и наиболее открытых участках так, чтобы между ними не мог пройти танк (рис. 17 и 19). Взрыв мины перебивает у танка гусеницу и останавливает его.

На дорогах, особенно на трудно обходимых участках их (мост через глубокий овраг или реку, горное ущелье, гать на болоте, глубокая выемка колеи, высокая насыпь, узкая просека в густом лесу), широко применяют также различные виды разрушений и специальные заграждения. Прежде всего обычно разрушают мосты, так как обход их или восстановление — дело нелегкое и может значительно задержать войска вообще, а танки и прочие тяжелые войсковые грузы в особенности. Чаще всего мосты взрывают (рис. 18). Деревянные мосты можно иногда сжечь или подрубить (подпилить) их устои. Мосты на плавучих опорах (на плотах или на лодках) можно разобрать или затопить. На дорогах устраивают воронки, растаскивают гати, делают завалы (в лесу) или перекапывают дорогу глубоким и широким рвом.

12Фортификация лужского рубежа Empty Общие заграждения Вт 18 Окт 2011 - 2:37

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор



можайская линия обороны 1941 год
Немецкий учебный фильм, в котором показаны укрепления Можайской Линии Обороны. В настоящее время от них остались лишь некоторые бетонные ДОТы и рвы.
В фильме хорошо видны расчищенные сектора обстрела, линии ежей, противотанковые ловушки.

Фактически тот же самый лужский рубеж но только не в июле а в октябре 1941, обойден так же прорывами по флангам так же 4 танковой группой гепнера, которая этой же 4й группой прорвалась на лужском рубеже в поречье и иваново к ленинграду только в более крупном масштабе...и к москве

противотанковые ежи придуманы в киеве в сентябре, поэтому на лужском рубеже их еще не было а были бетонные каменные а в основномдеревянные надолбы

фугасные огнеметы вкопанные в землю вроде на лр уже были под красногвардейском они точно были

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

Алексей Ардашев, инженер

КАК ВОЗВОДЯТ ДОТЫ

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Главный материал ДОТа — фортификационный железобетон. Из броневой стали, как правило, изготавливаются лишь отдельные элементы ДОТа. Толщина жслнзобетонных (ж/б) стен и перекрытий и определяет стой кость сооружен и я.

Бетон - искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердевания смеси вяжущего вещества. воды, заполнителей, взятых в определенных пропорциях. С добавлением металлической арматуры бетон становится железобетоном - конструктивным соединением бетона и стати, в котором оба элемента работают совместно, как одно целое. При этом бетон воспринимает сжимающие усилия, а сталь - растягивающие.

В фортификации бетон применяется с конца XIX в. В СССР был накоплен богатый опыт проектирования и сооружения крупных гидротехнических сооружений, разработаны передовые методы организации и механизации бетонных работ, оправдавшие сеЬя и в практике форгстрои- тельства. Для устройства ж/б сооружений обычно применяли портландцемент марки не ниже 400. Расчётную прочность бетон набирает за 2S суток. С 1932 г. применялся бетон марки 300, с 1940 г. - новый бетон марки «ХТ» марки 550. По подвижности бетонные смеси разделяют на жёсткие и пластичные (подвижные). Подвижность бетонной смеси необходима для производства работ и обеспечения высокого качества бетона.

В соответствии с предписаниями по строительству УРов фортсооруже- ния следовало всегда выполнять из армированного ж/б. Обычный неар- мированный бетон мало пригоден для использования в фортификации вследствие его слабой устойчивости на обстрел.

Непосредственным возведением и оснащением ж/б ДОТов занимались военные - сапёрные, инженерные и специальные технические части. На подготовительных работах — отрывка котлованов, заготовка песка, щебня, древесины - широко использовалось местное гражданское население. Сначата в районе строительства устанавливались полевые бетонный и лесопильный заводы, проводились маскировочные работы. Территория вокруг возводимого объекта обносилась колючей проволокой, высоким забором и молодыми ёлками. Котлован отрывался обычно с использованием лопат и тачек, реже - с помощью механизмов.

На дно котлована укладывался слой щебня, заливался бетонный фундамент, устанавливалась опалубка и арматура, монтировались бропекоро- ба под вооружение, после чего бетонировался ДОТ с одновременной установкой части оборудования. Процесс бетонирования, чтобы не происходило расслоение бетона, которое могло ослабить сооружение, продолжался непрерывно около двух суток. После затвердения бетона опалубка снималась, монтировались вооружение и оборудование. На заключительном этапе устраивалась гидроизоляция (наружные стены нокрыватись битумом), проводились обсыпка и маскировка готового ДОТа.

Весь технологический процесс возведения ДОТа состоял из циклов. Работы по строительству монолитных ж/б фортсооружений велись поточным или цикловым методом.. В 1933 г. строительство отдельных фортов было разбито на 10 циклов:



  1. й - устройство вспомогательных построек, маскировка работ по возведению сооружения, разбивка и посадка сооружения на местности, земляные работы.
  2. й — установка наружной и внутренней опалубки, эстакады, закладных частей, пробок и т.д.. армирование фундамента сетками. По мере установки внутреннего и наружного каркасов устанавливались закладные части и «пробки»: броневые двери, короба амбразур, вентиляционные грубы, скобы для сообщения между этажами, короб перископа и т.д. Пробки и короба удалялись после твердения бетона и снятия опалубки, и на их месте оставались отверстия, проёмы, ниши и т.д.
  3. й - установка гибкой (сетки) и жёсткой арматуры стен, покрытия (иротивооткольной одежды), установка бетоноспускных воронок, лотков, бункеров и других приспособлений для бетонирования. В качестве проти- вооткольного средства применялось волнистое листовое железо или кольчужная сетка.
  4. й — бетонирование. Бетонирование велось непрерывно слоями в 15-25 см с тщательным уплотнением. В узких местах укладывался пластичный бетон и уплотнялся виброиглами или штыкованием. По окончании бетонирования верхняя поверхность покрытия тщательно заглаживалась и железнилась.
  5. й - снятие наружной опалубки, гидроизоляционные и дренажные работы, вводы кабелей в ДОТ. устройство двориков у входа, устройство запасных лазов, дымоходов, обсыпка сооружения.
  6. й — снятие внутренней опалубки. установка дверей, люков и т.д. Устраивался дренаж, наружные поверхности покрывались битумом, производился ввод в ДОТ кабелей, выводился дымоход, выполнялась обсыпка. Одновременно устраивали подходы к ДОТу - ходы сообщения и дворики у входа.
  7. й — установка вооружения и боевого оборудования, после чего объект становился боеспособен!
  8. й — установка сантехнического и электросилового оборудования: оборудование водоснабжения, бурение скважин.
  9. й - установка бытового оборудования, внутренняя отделка.
  10. й — маскировка сооружения.

Эта последовательность не всегда

строго соблюдалась, поскольку при задержке работ одного цикла работы следующего цикла выполняли, не дожидаясь завершения предыдущих.

Для сооружений второго поколения (после 1938 г.) число циклов, согласно указанию Инженерного Управления РККА от 7 мая 1940 г. № 333297. увеличили до 14. В отдельные циклы были выделены установка тяжёлых броневых амбразурных коробов, их бетонирование, установка систем связи, управления и наблюдения, монтаж силового оборудования, монтаж ФВУ. установки регенерации воздуха и систем отопления, сдача объекта в эксплуатацию. Обратите особое внимание — последний обязательный цикл — маскировка ДОТа! Поэтому, если сегодня где-то открыто возвышается бетонная коробка ДОТа военной поры, это говорит лишь об одном - сооружение было не достроено и не сдано госкомиссии в эксплуатацию.



так на лужской оборонительной позиции не строили не было ни времени ни возможности развернуть стройплощадку под открытым небом с нулевым циклом закладки фундаментов


так строили линию сталина у себежа -острова -пскова в 1930х годах и линию молотова в 1941 на границе литвы с восточной пруссией

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

леса и бревен было много а посему деревянные

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]


налицо: у немцев траншеи с противоосколочным зигзагом, у наших плавно с противоосколочным изгибом

а в 1941 согласно полевому уставу ячеки без траншей, лжский рубеж как крутая система обороны в районе лужской подковы исключение




Последний раз редактировалось: tanakosan (Вс 23 Окт 2011 - 0:55), всего редактировалось 1 раз(а)

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

согласно фортификации портланд цемент 400, как уже говорили на форуме. Нагрузочная характеристика 400



Последний раз редактировалось: tanakosan (Вс 23 Окт 2011 - 1:16), всего редактировалось 2 раз(а)

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

Чертеж ДЗОТА( деревянно земляной пулеметной огневой точки) 1 линии обороны лужского рубежа, ПРИКРЫВАЮЩИЙ пулеметным огнем противотанковый ров от действий пехоты противника. Цель их действий( штурмовой роты) обрушение стенок рва спец зарядом или засыпкой ветками участка рва для прохода танков.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
вид сверху( замечательный косоперекрестный огонь по излому рва)


[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

а на деле не всегда как в уставе по полевой фортификации( амбразура торчит над рвом эскарпом), наверное грунтовые воды не позволяют заглубить в эскарп, кто что думает?

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

тоже самое Дзот положение стоя



Последний раз редактировалось: tanakosan (Пн 24 Окт 2011 - 15:18), всего редактировалось 1 раз(а)

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
блочный железобетонный дот с земляной обсыпкой
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
блочный железобетонный дот, строится за пол дня без опсыпки
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

23Фортификация лужского рубежа Empty 1 я линия обороны ЛР Вс 23 Окт 2011 - 22:25

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

1 я линия обороны лужского рубежа
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

все что мы видим ниже южнее и юговосточнее покрашенное в зеленый цвет , это оборонительные позиции предполья лужского рубежа( рвы контр эскарпы окопы дзоты без бетона итд итп)
именно на них с 10 июля по 3 августа затормозилось фронтальное наступление немцев на лугу силами сначала 1 й танковой дивизии, потом 269 пехотной потом 8й танковой манштейна потом 4 полицейской... а восточней 3 моторизованной манштейна..

tanakosan

tanakosan
не обычный Профессор

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
правый берег реки Луга
в районе большого сабска ( рубеж обороны пехотного училища и 90 сд,ниже по течению от моста в жельцах и толмачево




берег реки эскарпирован, просто срыт, и завален деревьями повидимому нашпигован минами.

так было и на позициях 235 сд выше по течению к востоку от луги.[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]

Юрий

Юрий
Старожил

В районе г. Луга Я насчитал 19 дотов. Составив схему их расположения, получилось что они прикрывали только "теоретичесое" направление основных подходов к городу.

Самые героические, на сегодня, хотел бы выделить два:
1 на р. Барановке
2 на р. Оредеж

от первого остались только куски! и воспоминание противника: " какой вред он им причинил".,
а от второго только мемуары.(место расположения не найдено.)

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 2]

На страницу : 1, 2  Следующий

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения