История штурмовика
События разворачивались следующим образом: в январе 1944-го готовилось большое наступление советских войск на Ленинградском фронте (целью был разгром обороняющейся группировки немцев, освобождение Новгородской и Псковской областей, начало освобождения Прибалтики).
Авиационная поддержка наступления возлагалась на 13-ю Воздушную Армию, в состав которой входила и 277-я Штурмовая Авиадивизия. Три полка этой дивизии дислоцировались севернее Ленинграда — в Парголово, Касимово и Капитонове. Перед самым наступлением дивизия получила семь новых ИЛ-2, и в ее состав включили 566-й Солнечногорский ШАП.
Наступление началось 15 января 1944 г. Погода не благоприятствовала — после первого же боевого вылета
пошел снег, но за день дивизия совершила 140 самолетовылетов по целям в направлении Красного Села. Работали группами по 3—4 самолета без истребительного прикрытия, благо, что такая погода помогала. Но она же сыграла и злую шутку с пилотами звена Гвардии мл. лейтенанта Кунгурцева из 15-го Гвардии ШАП.
После отработки по цели с одно¬го захода группа Кунгурцева из трех самолетов потеряла ориентировку и стала менять курс, уходя в сторону. Штурман полка, капитан Кузнецов, увидел эти маневры и бросился вдогонку, но связаться с Кунгурцевым по радио не смог. Дальше же события двинулись по сценарию невероятному, но, по тем временам, не так уж редко происходившему. По всей видимости, группа пошла вслепую, по радиокомпасу настроившись на приводную станцию своего аэродрома, но в обратном от линии фронта направлении, то есть в глубокий тыл немцев. Тогдашняя техника радионавигации допускала подобные казусы...
Когда же пилоты поняли свою ошибку, было поздно: топливо подходило к концу. И группа дружно пошла на посадку — на видневшийся заснеженный лед озера Вялье-Стречно. Благополучно приземлились только два самолета — Емельянова и Кунгурцева, остальные же (а к ним по пути присоединился еще один ИЛ-2 из соседнего полка) получили повреждения: погнули винты и взлететь уже не могли.
Оценив обстановку, летчики слили топливо из поврежденных самолетов в исправные машины и, взяв на борт двух пилотов, Потапова и Иванова, ухитрились взлететь с заснеженного льда и перелететь на аэродром Малая Вишера, входившего, правда, в состав Волховского фронта, — туда было ближе. А тем, кто остался, была обещана помощь.
Но поскольку немцы были рядом, всего в 6 км от места посадки, стрелки со всех самолетов и экипаж другого ИЛ-2 решили выбираться самостоятельно. Двое стрелков-радистов пропали без вести, а экипаж ИЛ-2 попал в плен. Спустя полгода вернулся летчик Баранчиков, стрелок Гаванский погиб в немецком лагере в марте 1945 г.
Ну а экипажи, перелетевшие на Волховский фронт, были «поощрены» командованием: Емельянов, как штурман полка, получил 5 суток ареста, Кунгурцев — 10. Правда, отбыть наказание им не удалось: на следующий день они снова пошли на задание, с условием, что отсидят «после Победы».
Емельянов погиб уже в Восточной Пруссии, в декабре 1944 года, а Кунгурцев к концу войны стал дважды Героем Советского Союза, так что вопрос об отсидке отпал